Как изменится работа с электронными подписями с 1 июля 2021 года — часть 1

Произошли изменения, связанные с оформлением электронных подписей. Станет легче перейти на электронный документооборот, появляется возможность получить цифровые подписи в ФНС бесплатно.

Передача функций по оформлению квалифицированных электронных подписей (КЭП) налоговой службе будет проходить в два этапа - первый начинается с 1 июля 2021 года, второй с 1 января 2022 года (ФЗ № 476-ФЗ от 27.12.2019 года, информация с сайта ФНС от 12.05.2021 года).

Как правильно реагировать на нововведения, надо ли бежать срочно менять КЭП или можно повременить и пользоваться «старыми» сертификатами до окончания срока их действия. Кто сможет получить электронную подпись бесплатно, а кто нет, а также ответы на другие популярные вопросы, связанные с новым порядком получения электронных подписей вы узнаете из этой статьи.

Кому и для чего нужна электронная цифровая подпись

Цифровая подпись используется для обмена электронными документами и информацией с контрагентами и различными Госорганами, включая налоговую инспекцию, а также для участия в торгах.

Усиленный вариант квалифицированной электронной подписи является аналогом живой подписи гражданина и имеет ту же юридическую силу.

Электронная подпись

КЭП позволяет идентифицировать собственника сертификата ключа подписи, при ее изготовлении происходит криптографическое преобразование данных о пользователе с использованием закрытого электронного ключа и особых степеней защиты.

Порядок оформления и использования цифровой подписи в 2021 году

В первом полугодии 2021 года компании и ИП продлевали/получали новые электронные подписи в обычном порядке, выбор удостоверяющего центра (УЦ) не имел значения.

Со второго полугодия (с 1 июля до 31 декабря 2021 года), появляется возможность изготовить цифровую подпись либо в:

  • УЦ, но только получившим аккредитацию по ужесточившимся требованиям (на платной основе);

  • ФНС (бесплатно, за свой счет купите только специальную флешку).

Допускается и одновременное использование обоих способов.

Обратите внимание, многие УЦ с 1 июля 2021 года не сумеют, как раньше, выдавать цифровые подписи, потому что не пройдут специальную аккредитацию.

Проверить получена ли аккредитация вашим удостоверяющим центром можно на сайте Министерства цифрового развития: digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/

Процесс интеграции электронной подписи

Несмотря на то, что непрошедшим аккредитацию УЦ, не разрешается предоставлять подписи, функционал отправки отчетности и документов у них сохранится в полном объеме и после 1 июля 2021 года.

В итоге с января по июнь 2021 года КЭП обновлялись и выдавались всеми УЦ, после 1 июля 2021 только центрами, получившими новую аккредитацию либо в ФНС.

Появится «Единый квалифицированный сертификат» для ЭЦП, который не привязан ни к одному УЦ и позволит работать на любом портале. Для отправки отчетности и документов аккредитация по новым правилам оператору электронного документооборота не требуется.

Изменения при получении электронной цифровой подписи с 1 января 2022 года

Законодатели обновляют правила получения цифровых подписей:

  • Подписи, полученные в коммерческих УЦ до 1 июля 2021 года прекратят свой срок службы начиная с 1 января 2022 года. Далее, в любом случае, понадобится новый КЭП.

  • В 2022 году первые лица компаний и ИП, действующие без доверенности, а также нотариусы не смогут получать цифровую подпись у коммерческих операторов, неважно есть у них новая аккредитация или нет.

  • Для оформления КЭП им придется обращаться только в налоговую инспекцию.

К исключениям относятся УЦ, которые станут доверенными лицами ФНС, и при оформлении сертификатов на КЭП они будут выступать от имени инспекции. Налоговая служба пообещала разместить список доверенных лиц на своих электронных ресурсах.

Но аккредитованные по новым правилам УЦ без дела не останутся, им передаются функции на платной основе выдавать электронные подписи только физлицам, представителям компаний и ИП, действующим по доверенности (например, главбухам, юристам и т. д.).

Для таких сотрудников предусмотрено оформление личной электронной подписи «электронной подписи физлица», которая по новым правилам не привязывается к работодателю: в ней будут только Ф. И. О. и данные о гражданине.

При смене работы человек сможет пользоваться личной КЭП, на новом месте, кроме того применять ее для личных нужд взаимодействуя с государственными структурами.

Генеральный директор ООО "Авирта"
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp
Бесплатные материалы
Как малому бизнесу избежать ошибок и сэкономить на налогах

Получить книгу бесплатно
Бесплатные налоговые уведомления в телеграм
@Taxaccbot
Неделя доступа в закрытый платный telegram канал по оптимизации налогов за 1 рубль!
Купить доступ за 1 рубль!
Полный доступ к платным курсам и книгам! 
Оплачивай доступ в канал по ссылке выше.
Обзор 25 банков
Скачать обзор
Чтобы и денег сэкономить и наличность снять.
Бесплатный доступ к платному курсу для предпринимателей
Доступ к курсу

Курс где я рассказываю, как можно сэкономить на налогах и даю образцы документов.  Получай доступ по ссылке выше.

Чек лист по проверке поставщика
Скачать чек лист
Как снизить налог на прибыль на 33%
Скачать обзор

Обзор региональных законов по всей РФ по ссылке выше.